Способы получения государственной услуги по предоставлению документов ГФДЗ
Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), осуществляется публично-правовой компанией «Роскадастр», созданной в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 №448-ФЗ.
На территории Томской области с января 2023 года указанные полномочия осуществляет филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Томской области (634029, Томская область, г.Томск, ул.Белинского,8, тел./факс (3822) 46-78-71, е-mail: filial@70.kadastr.ru).
«При обращении заявителя лично материалы ГФДЗ предоставляются в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.
Адрес для отправки заявления по почте: 634029, Томская область, г.Томск, ул.Белинского,8.
Адрес для обращения заинтересованных лиц: г. Томск, пр. Фрунзе, 117/17, кабинет 20, прием осуществляет Жеребцова Инна Владимировна, телефон (3822)467871, добавочный 2012.
Итоги проведения работ в Томской области по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН за 2022 год
По поручению Правительства РФ и Росреестра, Управлением Росреестра по Томской области с марта 2022 года проводится очень важная и социально-значимая работа по выявлению и исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков.
«В связи с изменением законодательства, переходом региона на местную систему координат-70, а также неточностью приборов измерения, которые использовали ранее, произошли ошибки в описании местоположения границ земельных участков», - пояснила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Главная задача проводимых работ - исправить реестровые ошибки, обеспечить правильное внесение границ земельных участков в сведения Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, Управление планирует уточнить границы земельных участков максимально своими силами и средствами без привлечения финансовых средств граждан.
«Управление серьёзно подготовилось к работам по исправлению реестровых ошибок. Были проведены совещания с представителями различных организаций и ведомств для получения в государственный фонд данных картматериалов необходимо масштаба, создана рабочая группа, назначены ответственные лица. Специалистами Управления ведётся активная разъяснительная работа среди граждан, а также налажено эффективное взаимодействие с кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления», - рассказала Елена Золоткова.
При правильном установлении границ земельных участков сводится к минимуму риск возникновения земельных споров с правообладателями земельных участков.
По состоянию на 31.12.2022 в рамках выполнения плановых работ в 2022 году по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков Управлением направлено 1883 писем - поручений в Филиал ППК «Роскадастр» по Томской области для проведения пространственного анализа данных с целью правильного установления границ земельных участков (план – 900, в декабре 2022 был скорректирован до 1523).
Получено из Филиала 992 отчёта о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков (план - 900).
Подготовлено и направлено правообладателям земельных участков – 1287 решений о необходимости исправления реестровой ошибки (план - 900).
В отношении 904 земельных участков в 2022 году исправлены ошибки в координатах и правильно установлены границы (план - 900).
К концу 2023 года Управлением запланировано исправить реестровые ошибки в описании местоположения границ земельных участков в отношении 4357 земельных участков, расположенных в Томской области.
Последствия самовольного занятия земельного участка
Наиболее распространённым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка. Самовольное занятие может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ или Российская Федерация. Также к самовольному занятию земельного участка относятся и действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Согласно пункту 1 ст.60 Земельного кодекса РФ следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет. Кроме того, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках документ о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратиться в соответствующий государственный орган для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены в установленном порядке, т.е. зарегистрированы. Это же относится и к отчуждению (продаже, дарению) земельного участка. В противном случае, при заключении устной сделки или сделки в письменной форме без последующей государственной регистрации перехода права, продавец или даритель остаётся полноправным собственником земельного участка. А действия покупателя (или одаряемого), осуществляющего пользование участком, без регистрации своего права подпадают под действие ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В случае самовольного занятия земельного участка наступает административная ответственность.
Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа. Если определена кадастровая стоимость земельного участка: на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Порядок разрешения земельных споров
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.
Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.
Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.
При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка.
При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается.
При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров.
Обязанности правообладателей земельных участков
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке должен стоять жилой дом и использовать земельный участок можно для строительства жилого дома и обслуживание этого дома. А если на данном земельном участке построить магазин или использовать свой жилой дом под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).
Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо использовать участок в соответствии с целевым назначением.
Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.
Основной и вспомогательный виды разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбираются правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Также если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то Вы должны приступить к использованию данного земельного участка по целевому назначению, то есть освоить данный земельный участок (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуального жилого дома на данном земельном участке) в течение трёх лет с момента, когда стали собственником земельного участка. А если с момента возникновения права собственности на земельный участок прошло более трёх лет и не были предприняты меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования (ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ), то это является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
«Обращаем внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий», - отметила заместитель руководитель Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.
Действия правообладателей объектов недвижимости в случае повреждения или уничтожения геодезических пунктов
Геодезические пункты имеют важное значение для решения различных государственных и частных задач в сфере строительства, использования недр и земли, обеспечения обороноспособности, создания информационных ресурсов. Геодезический пункт представляет собой инженерную конструкцию, состоящую из подземной части (центра), а также может иметь наружный знак, служащий для его обозначения на местности. Иногда такие пункты размещаются в конструктивных элементах зданий и сооружений. К примеру, подобные пункты расположены на крышах некоторых административных и жилых зданий города Томска.
«В случае повреждения или уничтожения пунктов геодезических пунктов у правообладателей земельных участков или строений, на которых такие пункты находятся, возникает обязанность по уведомлению об этом Управления Росреестра по Томской области. Порядок уведомления установлен Приказом Росреестра от 21.10.2020 № П/0391», - рассказала Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления.
Информацию о повреждении или уничтожении пункта можно направить в Управление в следующем виде:
а) в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения в Управление или почтового отправления по адресу ул. Пушкина, 34/1, г. Томск, 634003;
б) в форме электронного документа (электронного образа бумажного документа), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляемого по адресу электронной почты Управления 70_upr@rosreestr.ru;
в) посредством заполнения раздела «Обращения граждан online» на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
За неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты ГГС, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ частью 4 статьи 7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Вблизи геодезических пунктов запрещается деятельность, которая может привести к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположения их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов.
Также на земельных участках в границах охранных зон пунктов запрещается проведение работ, размещение объектов и предметов, которые могут препятствовать доступу к пунктам.
Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по телефону 8(3822)51-36-22.
В Томской области выросло количество зарегистрированных договоров долевого участия
В 2022 году сохранилась тенденция 2021 года к увеличению количества обращений за регистрацией договоров долевого участия в строительстве объектов недвижимости, расположенных на территории Томской области. В 2022 году общее количество обращений за государственной регистрацией составило 1588 (2021 год – 1239).
Еще популярней стала услуга по подаче заявления и документов на государственную регистрацию таких договоров в электронной форме. Например, в 2021 году в электронной форме было подано 33% договоров, в 2022 году - 81%. То есть, если в 2021 году в электронной форме подавалось одно из трех заявлений, то в 2022 году - четыре заявления из пяти.
«Рост электронных обращений обусловлен тем, что государственная регистрация договоров долевого участия, поданных в электронной форме, проводится в срок до 24 часов с момента поступления заявления о регистрации и документов в Управление», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Как зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество на основании судебного акта
На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:
- Право собственности на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации недвижимости.
По общему правилу государственная регистрация проводится в заявительном порядке. Поэтому обратиться за регистрацией права по решению суда нужно лицу, у которого возникает право собственности на объект недвижимости. При этом обращение лица, право которого прекращено или признано отсутствующим этим же решением суда, для осуществления государственной регистрации права не нужно, в случае если оно являлось ответчиком по делу.
Кроме того, если сведения об объекте недвижимости, в отношении которого установлены права, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то необходимо обратиться и за постановкой на кадастровый учет этого объекта. В этом случае процедуры кадастрового учета и регистрации права проводятся одновременно.
Для осуществления регистрации права на основании решения суда потребуются следующие документы:
- решение суда, вступившее в законную силу (надлежащим образом заверенная копия в одном экземпляре);
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия и личность представителя заявителя.
Сотрудник МФЦ путем сканирования преобразовывает в электронные образы заявление и документы, представленные на бумажном носителе, подлинники возвращаются заявителю.
За государственную регистрацию прав на недвижимость по решению суда уплачивается государственная пошлина в размерах: 22 000 руб. - для организаций и 2 000 руб. - для физических лиц.
Представить документы на регистрацию можно через МФЦ или в электронной форме.